Самооценка

Самооценка
Самооценка

Самооценка — вещь глупая и бесполезная. И вот почему. Для того, чтобы эффективно функционировать в этом мире, нам нужно только две вещи: наши действия и обратная реакция мира на эти действия. Плохо сделал — получил по шапке, хорошо сделал — на тебе конфету.

Мир здорово устроен. Он не оценивает нас, он оценивает наши действия. Если нужно, он стесывает неадекватность в том или ином вопросе. И это необходимо нам для достижения крутых результатов. Самооценка же — явление часто разрушительное. Дело в том, что здесь мы оцениваем не наши действия, а себя самого. От рождения каждый человек априори способен на все, чего захочет и заслуживает всего, чего захочет. Люди не делятся на «особенных» и «простых». Нужно только одно — делать. Наши действия и мы сами — это не одно и тоже.

Проблема явления самооценки как раз в том, что очень часто она формирует негативные установки (не могу, не получится, не достоин), из-за которых до действий и не доходит. Нет действий — нет движения. Нет движения — есть деградация. О каком тогда, скажите на милость, достижении целей и построении успешного бизнеса может идти речь? Да и жить, прямо скажем, не сладко.

Давайте посмотрим, как обстоят дела с вашей самооценкой, определим области проработки и забудем о болезненном оценивании себя раз и навсегда.

Оцените каждый из приведенных ниже пунктов баллами от 1 до 4 в зависимости от того, насколько последовательно вы способны придерживаться указанной линии поведения.

  1. — Я вряд ли могу сделать это.
  2. — Иногда я могу сделать это, но по-прежнему очень нуждаюсь в развитии моих способностей в подобных случаях.
  3. — Я довольно часто могу делать это, но чувствую, что мог (могла) бы усовершенствоваться в данной области.
  4. — Я могу делать это часто и удовлетворен этим.

Область, А: Умение устанавливать контакт
Вопрос 1. Я могу просить о помощи или просить кого-либо о чем-нибудь, не испытывая вины и не чувствуя себя неадекватным(ой).
Вопрос 2. Когда я общаюсь с человеком, я полностью поглощен этим процессом и не отвлекаюсь на другие вопросы.
Вопрос 3. Когда я разговариваю с другими людьми, мои слова и голос соответствуют моим чувствам.
Вопрос 4. Я принимаю активное участие в группах, и мне нравится участвовать в их деятельности.
Вопрос 5. Если мне кто-то нравится, я могу прямо продемонстрировать свои чувства.
Вопрос 6. Я могу осознавать ощущения своего тела (какие его части напряжены, когда я нуждаюсь в отдыхе и т. п.) и стараюсь удовлетворять потребности своего организма.

Область Б: Искусство принимать себя
Вопрос 1. Я могу выражать свои мысли, не ожидая того, что услышу от других людей по данному вопросу.
Вопрос 2. Я могу руководствоваться своими чувствами и давать себе волю переживать их как важную часть самого себя, не попадая в плен и не руководствуясь какими-то конкретными чувствами.
Вопрос 3. Я трачу время для демонстрации своего вкуса и интересов на такие вещи, как отделка моего кабинета, манера одеваться и самовыражение. Самовыражение в этих областях для меня более важно, чем то, что другие люди думают обо мне.
Вопрос 4. Иногда я предпочитаю одиночество, ухожу от других людей и остаюсь наедине с собой — отдыхаю, бездельничаю или занимаюсь тем, что доставляет мне удовольствие. В такие периоды я не испытываю чувства, что необходимо использовать время продуктивно.
Вопрос 5. Я трачу время на работу воображения и творческие проекты.
Вопрос 6. Я могу высказывать собственную точку зрения даже тогда, когда другие не согласны со мной.

Область В: Умение оказывать влияние
Вопрос 1. Я могу выдерживать большую нагрузку без расстройства желудка, головной боли и т. п.
Вопрос 2. Я могу устанавливать четкие и твердые ограничения для себя и других людей, не стараясь выставить виноватым ни себя, ни другого человека.
Вопрос 3. Я могу выражать свои чувства соответствующим образом, не считая при этом, что теряю контроль над собой.
Вопрос 4. Я ищу ответственности, и мне нравится отвечать за проекты или деятельность.
Вопрос 5. Я могу принимать решения без чрезмерной задержки во времени или излишнего напряжения.
Вопрос 6. Я могу идти на риск в новых ситуациях и нахожу это увлекательным и стимулирующим.

Область Г: Искусство постоянства
Вопрос 1. Я чувствую себя хорошо даже в том случае, когда другие люди не одобряют то, что я делаю.
Вопрос 2. Я способен (способна) признавать свои ошибки.
Вопрос 3. Я способен (способна) без смущения выслушивать положительные и отрицательные отклики от других людей.
Вопрос 4. Я могу правдиво описывать свои ощущения даже тогда, когда другие люди со мной не согласны.
Вопрос 5. Я чувствую себя нормально даже тогда, когда то, что я запланировал (запланировала), не осуществляется.
Вопрос 6. Я способен (способна) превращать несбывшиеся надежды в новые стимулы.

Подсчет количества баллов: сложите оценки по каждому ответу. Для интерпретации ваших результатов используйте следующий ключ:
24—48 — низкая самооценка в большинстве областей вашей
жизни.
49—72 — низкая самооценка в нескольких областях вашей
жизни.
73—96 — высокая самооценка в большинстве областей вашей
жизни.

И что же дальше?

Если вы увидели, что у вас с самооценкой дела плохи, единственный совет: прекратите себя оценивать. Признайте за аксиому: вы такой, какой вы есть, вы заслуживаете всего, чего хотите, и единственное, что вы можете — делать. Обратите внимание на области, в которых у вас есть проблемы и старайтесь отслеживать момент, когда вы начинаете себя оценивать. Разграничьте раз и навсегда: ваши действия и вы — это не одно и тоже. Заниматься самооценкой — строить самому себе барьеры на пути к достижению целей.

Будьте ответственны за свою жизнь и поймите наконец, если у вас что-то не выходит, это не вы от рождения такой. Это действия нужно скорректировать. Вот и все. Идите своим путем. Ставьте свои цели. Пробуйте. Делайте. Корректируйте. И снова делайте. А об отговорках типа «не могу», «не достоин», «не получиться» прийдется забыть.

«Любой может стать любым».

Бизнес Молодость Запорожье